ПСИХИАТРИЯ  [сно] карта сайта гостевая книга
    Наука > Проекты > Депрессия Статья
     

Домашняя

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ДЕПРЕССИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ УГМА

Животкова Е.Ю. (6 курс), Келаскина М.В. (6 курс).

Научный руководитель: д.м.н. Ретюнский К.Ю.

Кафедра психиатрии, наркологии
Уральской государственной медицинской академии, г. Екатеринбург

Депрессивное расстройство является главной угрозой здоровью населения. Согласно прогнозам экспертов ВОЗ, к 2020 году депрессия и кардиоваскулярная патология займут лидирующие позиции среди наиболее распространенных болезней, опередив онкологические и травматические заболевания (Н.А. Корнетов, 2000; А.Б. Смулевич, 2003).

Депрессия обусловливает ряд функциональных ограничений, значительно нарушает выполнение повседневных задач, препятствует социальному функционированию личности, а несвоевременно диагностированное (нелеченное) депрессивное расстройство может привести к суициду. Помимо этого, депрессия является тяжким экономическим бременем для семьи и государства.

«Феномен айсберга», предложенный C.A.H. Watts (1966), свидетельствует о том, что лишь единицы пациентов с депрессией попадают в поле зрения профессионалов в области психического здоровья («верхушка айсберга»). Большая их часть наблюдается у врача общей практики («подводная часть айсберга»). Постановка точного диагноза – ключевой момент в принятии терапевтической стратегии. В дополнение к клиническим методам по распознаванию депрессий во всем мире врачами общемедицинской сети широко применяются эффективные скрининг-опросники (шкалы депрессии), позволяющие оценить наличие и степень выраженности депрессивного расстройства. В этой связи, приобретение навыков применения оценочных шкал депрессии студентами медицинского ВУЗа является требованием времени. С другой стороны, студенческая среда медицинского ВУЗа относится к популяции высокого риска развития депрессивных состояний. Очевидно значение ранней диагностики, терапии и профилактики депрессии у студентов.

Цель исследования – установление распространенности депрессивного расстройства среди студентов УрГМА для разработки комплекса реабилитационных мероприятий.

Материалы и методы:

Для проведения скрининг-исследования была применена субъективная шкала депрессии Бека, представляющая анкету из 21 вопроса, каждому из которых соответствует количество баллов от 0 до 3. Результаты суммирования набранных баллов определяют наличие депрессии у каждого индивидуума и степень ее тяжести. Для установления распространенности депрессии среди студентов УрГМА был осуществлен метод сплошной выборки с анонимным анкетным опросом студентов обоего пола 1-6 курсов лечебно-профилактического, педиатрического и медико-профилактического факультетов. Анкеты были подвергнуты анализу с последующей статистической обработкой.

Результаты исследования и их обсуждение:

В исследование были вовлечены 803 студента УрГМА, из них – 479 студентов лечебно-профилактического факультета, 169 студентов медико-профилактического факультета и 155 студентов педиатрического факультета. Сначала был проведен анализ распространенности проявлений депрессии среди студентов. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1: Распространенность депрессии у студентов УрГМА

Факультет Количество случаев депрессии
Абс %
Лечебно-профилактический (n=479) 48 10,0
Медико-профилактический(n=169) 15 8,8
Педиатрический (n=155) 13 8,4
Всего (n=803) 76 9,5

Как следует из таблицы, на проявления депрессии указали 76 респондентов (9,5%, n=803). Из них, на лечебно-профилактическом факультете – 48 студентов (10,0%, n=479), на медико-профилактическом факультете – 15 (8,8%, n=169), на педиатрическом факультете – 13 (8,4%, n=155). Распространенность депрессии среди студентов различных курсов и факультетов УрГМа является равномерной, составляя 8,8-10%. При сравнении полученных показателей с распространенностью депрессии в различных популяционных группах мира, колеблющихся, по данным авторов, в диапазоне от 5 до 11% (Н.А. Корнетов, 2000; А.Б. Смулевич, 2003; G.W. Arana, J.F. Rosenbaum, 2001), можно утверждать об их соответствии.

Изучение степени выраженности депрессии среди студентов УрГМА позволило установить следующие особенности (табл. 2).

Таблица 2: Степень выраженности проявлений депрессии у студентов УрГМА

Степень депрессии Количество случаев депрессии
Абс %
Легкая степень 69 90,8
Умеренная степень 5 6,6
Тяжелая степень 2 2,6
Всего 76 100,0

Как следует из таблицы, в 69 случаях (90,8%, n=76) депрессия имела легко выраженные проявления. Признаки депрессии умеренной степени были установлены у 5 студентов (6,6%, n=76), у 2 студентов (2,6%, n=76) проявления депрессии расценивались как тяжелые.

При изучении распределения депрессии по полу обращает на себя внимание преобладание расстройства у студенток над студентами в 1,4 раза – 57,9% (44 из 76) против 42,1% (32 из 76).

Депрессивные расстройства наносят ощутимый вред состоянию здоровья студентов, существенно нарушают их когнитивные, социальные, адаптационные функции, весьма затрудняют процесс обучения. В связи с чем, дальнейшая разработка принципов скрининг-диагностики группы риска по депрессии с последующим оказанием комплексной медико-психолого-социальной помощи студентам УрГМА является актуальной задачей перспективной научно-практической деятельности.

Выводы:

  1. Депрессия относится к распространенным среди студентов УрГМА расстройствам, и выявляется у 9,5% респондентов.
  2. Среди случаев выявленной депрессии преобладающими являются нарушения легкой степени – 90,8%. Умеренная степень депрессии определена в 9,4%, тяжелая – в 2,6% случаев.
  3. Распространенность депрессии у студенток УрГМА в 1,4 раза выше нежели у студентов.
  4. С учетом существующей проблемы необходимо на основании скрининг-диагностики группы риска по депрессии разработать принципы комплексной медико-психолого-социальной помощи студентам УрГМА.

Литература:

  1. Корнетов Н.А. Депрессивные расстройства. Диагностика, систематика, семиотика, терапия. – Томск, Издательство Томского университета. – 2000. – 109 с.
  2. Смулевич А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. – М., МИА, 2003. – 432 с.
  3. Arana G.W., Rosenbaum J.F. Handbook of psychiatric drug therapy (2001). / Арана Д., Розенбаум Д. Фармакотерапия психических расстройств. – Пер. с англ. под ред. проф. С.Н. Мосолова. – М., Бином. – 2004. – 416 с.
  4. Watts C.A.H. Depressive disorder in the community. – Bristol, John Wright & Sons. – 1966. – 154 p.
  © 2004 Tim Liner поиск по сайту чат
Используются технологии uCoz